XYZ-анализ определяет стабильность продаж товара за определенный период. Мы берем какой-то отрезок времени (лучше брать большие периоды — 3 или 6 месяцев) и смотрим, какое количество продаж было у конкретного товара.
XYZ-анализ проводится на основе стандартного среднеквадратичного отклонения — мы смотрим среднее арифметическое между темпами продаж каждого месяца и ищем отклонения, где количество продаж было больше или меньше.
X — товары, которые на протяжении выбранного нами периода покупаются с определенной стабильностью, и мы можем прогнозировать эту стабильность (отклонение 0-20%)
Y — группа с ярко выраженным сезонным спросом. К примеру, куличи на Пасху или наборы на 23 февраля/8 марта (отклонение 20-60%)
Z — товары, спрос которых спрогнозировать невозможно. Случайным образом получается, что сегодня вы продали два товара, послезавтра три, в следующем месяце 100, а потом опять два товара (отклонение >60%)
Уже когда мы провели ABC- и XYZ-анализ, мы можем составить сводную таблицу. Таким образом у нас получаются 9 вариаций: от AX до CZ. Переходим к таблице!